Не могу не написать о прошедших 4 марта президентских выборах, потому что сказать есть что. Речь пойдет в основном о работе наблюдателей, о второй стороне медали о которой все молчат.
Я была членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Пошла я в комиссию не потому, что захотела подработать (у меня хорошая зарплата и пара тысяч рублей ничего не изменят), и не потому, что яро интересуюсь политикой; а потому, что захотела посмотреть на всю эту кухню изнутри. Начитавшись в интернете сообщений о том, как делают вброс бюллетеней, как к вечеру голосуют вместо тех кто не пришел, как на оставшихся бюллетенях вписывают голоса за своего кандидата и всяких прочих изысков, мне захотелось самой посмотреть как это все происходит, как мы будем подделывать голоса и все остальное. Короче говоря, пошла я в комиссию с миссией наблюдателя.
Сначала в ноябре работала на выборах партий. Там все было честно, лишние бюллетени лично порезала. Голоса считали вручную, 100 раз друг друга проверяли. Победили коммунисты в большом отрыве от едра, которой ноздрю в ноздрю шла яблоко.
В этот раз все было сложней, хотя бы даже потому, что нас выселили из родной школы и отправили в другую. Там нам выделили узкий грязный коридор, где мы и должны были расположить 7 столов членов избирательной комиссии+2 стола председателя+1 стол секретаря+2 кабинки+пару столов для голосования+3 стола для наблюдателей+2 урны.
Начну сразу пояснять для наблюдателей (хотя по идее они, в отличии от простых смертных, должны были это знать): КОМИССИЯ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТО, КАК УСТАНОВЛЕНЫ КАМЕРЫ.
Итак, у нас камеры были установлены неправильно. Сначала они вообще не работали, это хорошо что я с техникой на ты и догадалась их перетыкнуть. Они вообще были неправильно подключены. Грубо говоря, представьте себе что вы шнур от монитора засунули не в ту дырочку вашего компа. Вот и представьте себе теперь какие идиоты подключали камеры.
Дальше - круче. Одна из камер отображала 2 урны. Тут все чики-пуки. А вторая камера должна вмещать все столы членов комиссии. Но она была установлена так, что вместо 7 столов снимала только 3. Более того, мы не имеем права трогать сами камеры. Угадайте, кому бы высказали претензии наши отважные наблюдатели?
Еле-еле мы дозвонились куда надо и камеры перевесили. Теперь влезало 5 столов.
Настал день выборов. Провокации со стороны наблюдателей начались с самого утра.
Во-первых, господа разделись в выделенной НАМ комнате, где мы вообще-то оставили наши личные вещи (с собой не разрешали даже бутылку воды взять), наши документы, наш сейф, нашу еду. Вход наблюдателям туда строго запрещен, но этим было плевать.
Дальше - хуже. От каждого кандидата пришло по одному наблюдателю, а от месье Прохорова - 3!!! Это уже грубое нарушение, по правилам - не более одного наблюдателя от кандидата (кому как не дотошным наблюдателям это по идее надо бы знать). И что делать в данной ситуации? Удалить двух лишних наблюдателей? Они сразу начнут вопить какой плохой участок обижает наблюдателей ой-ой-ой, явно мы собираемся сделать вброс раз удаляем их. Чтобы этого не было, решили оставить всех троих - какая нам разница в конце-то концов, у нас же все честно.
Это было ошибкой.
Ибо, угадайте, кто хотел сделать вброс?
Читаем дальше.
Сначала все было по правилам. Наблюдатели проверили, чистые ли у нас книги, сшиты ли они, пустые ли урны и ящики для надомников и всякое такое. Появляются первые граждане голосующие.
А дальше начинается какая-то хрень. Сначала прохоровцев не устраивает что на камере видите ли не видно лица голосующего. Потом их не устраивает что у нас всего 2 кабинки для голосования и что типа те, кто голосуют на столах, подглядывают галочки у соседа. После того как председатель разводит руками и говорит что дали только 2 кабинки, наблюдатель начинает снимать все это на камеру с очень самодовольным видом, задавая вопросы типа "То есть вы отказываетесь поставить еще одну кабинку"? Щас блин, из трусов достану и поставлю! Я вижу, что он красный от удовольствия, что руки его дрожат от нетерпения выложить это все в интернет.
И вот тут я сделаю паузу и расскажу вообще, кто такие наблюдатели, какие они бывают. Многие из "наблюдующих" узнают здесь себя.
Наблюдатели бывают двух типов.
Первый тип - это спокойные уравновешенные люди, скорей всего они не первый раз наблюдатели, они знают как все происходит, ведут себя спокойно, за всем внимательно наблюдают, не спускают глаз с урн. Не хамят работникам комиссии, не лезут под руку. НАБЛЮДАЮТ.
И есть второй тип - новые наблюдатели. Это в основном молодежь, которая начиталась всяких пылких речей в блогах, как и я прежде чем пойти в комиссию работать, теперь эта молодежь бросилась работать наблюдателями, дабы спасти свою страну от нечестных выборов. Но эдакими героями они выглядят только в собственных глазах и глазах таких же, как они. Настроены они враждебно, комиссия для них - враг, многие из них настолько невежественны, что думают, будто у комиссии есть какая-то власть и забывают, что зачастую в комиссиях работают простые учителя.
Эти новые наблюдатели приходят на выборы с камерами, с блокнотиками наготове. Но вот прошел первый час, и второй час, и третий час - а комиссия спокойно работает, что-то ничего подозрительного не происходит и бедные молодые наблюдатели начинают нервничать - а вдруг вброса так и не будет и будет не о чем написать в свой сраный замусоленный бложек? Да и в конце-то концов, чем больше нарушений найдут, тем больше денег получат (хотя шли ведь ради геройства, вроде бы).
Наши три прохоровца как раз относятся к последнему типу.
Итак, в то время пока остальные наблюдатели сидят и наблюдают, считают количество голосующих и так далее, трое прохоровцев мечется по участку и не знает чем заняться. Наступило время идти к надомникам. Члены нашей комиссии и социальный работник, которые должны ходить по домам с ящиком, подошли к наблюдателям и спросили кто пойдет с ними. Ох как же нашим прохоровцам не хотелось. Ну конечно, надо ведь ножками там ходить, да еще и по квартирам пожилых людей, все это медленно и занудно. Еле уломали товарищей наблюдателей исполнить свой долг. Один-таки решился.
Тому прохоровцу, что с довольной ухмылкой, все неймется. Он записывает кто во сколько из членов избирательной комиссии уходит в туалет. Улыбка все не сходит с его лица, он уверен в себе и выжидает.
А дальше я замечаю кое-что, из-за чего у меня впервые в тот день возникли подозрения. Все наблюдатели пришли в небольшими обычными сумочками, мужчины - с портфелями, а этот самодовольный - С ОГРОМНЫМ ПОХОДНЫМ РЮКЗАКОМ. Сначала я решила что там наверное термос и еда. Но когда позже вечером я увидела с каким наслаждением он жрал нашу еду и напитки, я поняла, что ничего такого там не было.
А что там было? Я не буду утверждать что именно, но когда я шла мимо, а он распаковывал свое рюкзачище, я видела там стопки листов. То, что видела - это точно, а вот что это были за листы - я не буду утверждать, но предположения выскажу. Вы знаете, что бюллетени за президентов нестандартного размера. Те листы тоже были такие. Предположить что у чувака с собой несколько пачек девственно чистых листов нестандартного размера - ну согласитесь, это маловероятно. Дальше, парень постоянно отвлекает комиссию от работы, хотя по идее, как и все наблюдатели, должен знать, по каким телефонам звонить если ему кажется что камера не так установлена, куда обратится если ему кажется что кабинок недостаточно и так далее - ибо это все НЕ В ОТВЕТСТВЕННОСТИ комиссии, комиссия - это исключительно бюллетени, книги, цифры. Тем не менее, наблюдатель предпочитает лезть всем под руку, ТРОГАТЬ книги, что наблюдателям строго запрещено и так далее. Взяв в расчет это поведение, и то, что он не один, а с двумя дружками, и этот его рюкзак со странным содержимым, я делаю вывод, что нам нужны наблюдатели за этой троицей.
Я подхожу к другим наблюдателям и сообщаю им о своих подозрениях, те мне отвечают что им тоже кажется такое поведение странным и обещали следить и за ними тоже.
Ближе к вечеру прохоровцы чуть ли не вплотную обступают урны. Но покуда они в поле зрении камеры - я не волнуюсь.
8 вечера, участок закрыт.
С удовольствием замечаю, как самодовольная улыбка прохоровца немного гаснет - бедняга, вброса пока так и не было, что же он напишет в своем блоге. Мы с членами комиссии начинаем подсчет голосов проголосовавших в книгах. Там на каждой станице внизу надо написать, сколько всего человек в списке, скольким выданы бюллетени, сколько человек получило открепительные, сколько проголосовало на дому, сколько умерло (мало ли).
Так же мы называли общее число выданных нам бюллетений (допустим, мне выдали 200 бюллетений, а пришло из моего дома 153 человека, я должна отчитаться секретарю сколько мне выдано и сколько осталось).
Сейчас я напишу нечто важное. Прошу усвоить это ВСЕМ особо дерзким наблюдателям. Мне искренне жаль, что приходится объяснять вам такие простые вещи.
Мы - считаем. У нас ДОЛЖНЫ СОЙТИСЬ цифры (предположим, всего выдано нам 2000 б., из них столько-то за этого, столько-то за этого, столько-то осталось, и общее число должно получится опять 2000). Мы за эти цифры отвечаем головой! Понимаете? Верная и правильная цифра важна прежде всего НАМ, а не вам, дорогие наблюдатели, потому что именно МЫ несем ответственность за эти цифры, а не вы, это С НАС спросят, а не с вас, это МЫ будем пересчитывать все снова и снова если цифры не вобьются по ГАКу в ТИКе.
А вы со своим выпендрежем в блогах можете идти в жопу! Вы этой кухни не знаете вообще.
Запомнили? Едем дальше.
Пока мы занимались подсчетом в своих книгах, прохоровцы ходили и задавали нам вопросы. Кончилось тем, что они опять заставили нас пойти на нарушение - они ТРОГАЛИ каждую книгу, перелистывая ее и снимали на камеру все страницы.
О-ло-ло, поздравляю вас, жители бабушкинского района, теперь у трех мудачков есть данные ваших адресов, паспортов и подписей. Иииииха.
Потом двое членов комиссии пересчитывают оставшиеся бюллетени, перепроверяя друг друга.
За этим наблюдали представители от всех кандидатов, кроме прохоровцев. Последние в это время то ли курили, то ли специально отошли. Потому что потом они пришли и заявили, какого хрена мы считали без них и что мол давайте все заново, а мы снимать будем. На заверения других наблюдателей, что при них все было пересчитано, они отреагировали истерикой. Опять провокация.
Ладно, ради этих ублюдков начинаем считать заново.
(чувствуете, сколько времени уже теряем?)
Сразу видно, люди понятия не имеют о том, как все происходит и сколько им еще предстоит здесь находится.
Оставшиеся бюллетени посчитаны, я и еще один член комиссии уничтожаем их.
Вскрываем ящики, потом урны.
Сначала отделяем бюллетени за президента от бюллетений за мундепов.
Как вы думаете, что в этом занятии может не понравится нашим трем прохоровцам? Правильно! То, что мы не берем по одной бюллетеньке, не показываем ее им в кадр, не говорим что "Смотрите, большая, значит кладем в кучку мундепов" или "Смотрите, маленькая, кладем в кучку президентов". Вместо этого, мы все быстро на одном большом столе в поле зрения камеры расфигачиваем в две кучи.
Прохоровцы истерят, а мы уже сыты ими по горло. Один член комиссии подает гениальную мысль: а давайте сначала посчитаем мундепов, а потом, в 3 утра, сядем за президентов.
Прохоровцы заявляют, что они и за мундепами будут обязательно следить, что они останутся до конца и всякие прочие красивые речи. Через пару строчек вы узнаете, на сколько хватило геройства у наших пупсиков.
Подсчет президентов - по одной бюллетени, громко вслух, все снимается на 2 камеры прохоровцами. Опять нарушения, они позволяют себе трогать бюллетени, тут уже наши мужчины вынуждены грозить им удалением!! Строго-настрого запрещено наблюдателям касаться бюллетеней!
Потом вслух считаем так же, по одной бюллетеньке, опять прохоровцы лезут под руку, сбивают со счета, трогают стол и бюллетени, им уже в грубой форме начинают делать замечания другие наблюдатели (первого типа).
Зато я опять к своему удовлетворению вижу, как сползает улыбка с наиболее мерзкого прохоровца, ведь он настолько всех достал что уже ни у кого нет сомнений что он хочет сделать вброс за своего Прохорова, поэтому ни с него, ни с его товарищей не спускают глаз, улыбки у него уже почти нет: ведь блииииин, кажется все по-честному, даже на статус в контактике будет нечего поставить. Вот ведь какое огорчение у человека.
Спустя часа 3 президенты пересчитаны и запечатаны, в протокол занесены. У Путина почти в 2 раза больше голосов чем у Прохорова. Печалька на лицах прохоровцев. С горя они идут, на прощание терроризируют председателя и секретаря, потом, внимание СЖИРАЮТ НАШУ ЕДУ (а мы как раз накрыли бутербродики, колбаску, рыбку, курочку, хоть перекусить, ночь предстоит длинная), ВЫПИВАЮТ НАШ ЧАЙ и........ СВАЛИВАЮТ! Та-дам, вот они, герои. На мундепов их не хватило. Господа наблюдатели, на секундочку: вы думаете, нам еду государство выдало? А мы так мило именно для вас накрыли стол? А вы считаете что за собой даже убрать не надо??
Знаете, не еды жалко. А то, что хорошо отнеслись к гнилым людям, которые даже не спросили разрешения - не отказали бы, которые всё, что видят, считают своим. Остальных наблюдателей мы конечно угостили, тем более что они-то остались до конца, до 5 утра. Вот так вот.
Моралей сей басни очень много:
1) Не все блогерные герои оказываются на что-то способны в настоящей жизни. Очень печально, что желание выпендриться в интернете многим важней уважительного отношения к своему соотечественнику. Это НЕ НОРМАЛЬНО, дорогие мои, когда люди расстраиваются, что выборы на их участке были честными!
2) В наблюдатели идут - а правил не знают. Если мозга нет у тебя - сиди лучше дома, а то мешаешь работать.
3) Пора признать, что люди РЕАЛЬНО так голосуют. Я тоже не верила и тоже вся такая пылкая пошла в избирательную комиссию. Но когда своими глазами убедилась.... А за это скажите спасибо своим бабушкам и дедушкам, некоторые из них по старинке голосуют за Зюганова, но большинство - за Путина. Суровая реальность. Старикам в этой стране уже не жить, отдавая свои голоса они решают уже НАШЕ будущее, а не свое, поэтому прежде чем катать очередной гневный пост в жж, попробуйте донести свои мысли до своих бабуль и дедуль, посмотрим, как вам удастся их переубедить.
Под завязочку совершенно бесплатно дам страстным наблюдателям один наишикарнейший совет:
когда будут следующие выборы, вы не идите в наблюдатели, вы идите в комиссию! Как я. Узнаете кухню изнутри, наконец сможете легально лапать бюллетени и сами сможете пересчитать кого захотите, придут другие наблюдатели вроде вас и вы посмотрите на себя со стороны, таких важных, напыщенных, и ужаснетесь. Лучшие из вас даже устыдятся. Как попасть в участковую избирательную комиссию? Да просто звоните и скандалите, мол, хочу-хочу-хочу, благо это у вас отлично получается.
Если кого-то интересует, за кого я голосовала, то сразу заверю: не за Путина, можете разочаровываться.
Благодаря "мудрым" и "прекрасным" акциям, которые были распространены в интернете а-ля "давайте все возьмем открепительные, хы-хы", на моем участке, как и многим другим их не хватило, а так как я сама работала на другом участке, мне было некогда скандалить и ехать куда-то.
Оно и к лучшему - голосовать мне все равно было не за кого.
Всем доброго дня, помним что я сказала про цифры, и да сидеть вам всех в комиссиях!
Всего наилучшего,
Dash
2 коммент.:
Во-первых, спешу разочаровать, за найденные нарушения денег не давали, вообще ни за что денег не давали.
Во-вторых, как Вы себе представляете вброс за Прохорова? Там же марки на листах с президентскими кандидатами, да откуда они их возьмут? Я была наблюдателем от Прохорова, мне бы предложили или моим друзьям - ничего подобного не было. Да и каких масштабов это должно достигать, чтобы ощутимо повлиять на общий результат? Такое только правящая партия себе позволить может.
Мы(наблюдатели), кстати, своим дотошным подсчетом раньше комиссии ошибку нашли и помогли все упорядочить, а то было бы у них еще на пару часов работы.
Зато у нас в наблюдателях была еще бабка от КПРФ лет шестидесяти, которая достала ВСЕХ. Но ее так и не удалили.
Мораль сей басни такова: в семье не без урода, а вот где он окажется - в комиссии или в наблюдателях - это уж как бог пошлет)
Наши наблюдатели от прохорова, а так же другие знакомые с участков сами честно признались: за выявленные неважно как нарушения им платят. Весь пост написан к тому, чтобы народ перестал видеть наблюдателей героями, а комиссию - врагом. И настоятельно рекомендую вам в следующий раз идти в комиссию.
Отправить комментарий